Цитата:
а нельзя ли и правда для ламеров в двух словах, как сейчас обычно пишут симф. оркестры.
Да я в сравнении с большинством здешних обитателей гораздо бОльший ламер.
Я думал, сервис Earthlink'a самый плохой, пока не столкнулся с сервисом AT&T...
Но да это все лирика.
Итак оркестры. Я рассказываю только о том, с чем сам работал или с чем сталкивался на чужих записях. На сегодняшний день без искуственной реверберации пишется не так уж много, хотя и случается. Однако для этого нужны: 1) отличный оркестр с как минимум хорошим дирижером, 2) великолепно звучащий зал, 3) приличные микрофоны снять этот зал, 4) время найти оптимальные позиции общих и дальних микрофонов, 5) желание со стороны инженера всем этим заниматься.
1. Предположим, что это есть. Иначе все заткнется сразу...
Ибо ничто не поможет против струнных, не способных сыграть в унисон.
2. С этим уже сложнее. Немало залов звучат отлично при личном посещении и отвратительно на записи. Один из примеров - Мариинский театр. Более-менее прилично, когда сидишь там и просто слушаешь что-то и совершенно глухо и мертво при записи. Плюс, если дальние микрофоны вообще используются, получаешь колоссальное количество порхающего эхо.
Обратный случай - Концертный зал МТ... Хотя как по мне, он вполне прилично звучит. Акустика (Ясу Тойоту) попросили, кстати, "вписать" туда орган, так же как и в "старшем брате" - Walt Disney Concert Hall в Лос Анжелесе, в надежде, что это исправит некоторые баги в акустике зала. Ну посмотрим...
Сам факт того, что акустика плохая или средняя уже просит использования нормального искусственного ревера. Поэтому лучше его иметь. И в этих условиях как правило используют только минимальный набор общих микрофонов с полным комплектом близких. Это как тогда количество каналов на запись (или входных на пульте) достигает 64, а иногда и больше...
И даже в хорошо звучащем зале хороший ревер способен добавить записи объемности и "дыхания". В том же WDCH все время стоит 480й и, хотя он в миксе присутствует совсем немного, без него что-то пропадает. Это уже чистой воды украшательство, но так требуют работодатели.
Там, правда, как правило обходимся 8-14 микрофонами, если запись просто архивная. И посыл на ревер только с общих.
3. Классический Decca Tree с М50ми в большинстве случаев дает великолепные результаты. Проблема только в том, что 5 М50х сразу сейчас мало у кого найдется в приличном состоянии. Мне лично очень нравятся ДПА в этой роли. Но опять же, с них и получается основной посыл на ревер. Впрочем, далеко не всегда используется Декка Три. Просто стереопару (омни или широкие кардиоиды) никто не отменял
4. Время - деньги. Лишнего за вызов инженеру платить никто не хочет, поэтому часто время есть только на то, чтобы расставить микрофоны в предположительно оптимальные места и нажать кнопку запись. Хотя все равно лично я стараюсь найти правильное место. Особенно интересно в консерватории, где я сейчас работаю - там в зале есть 3 уровня занавесей вдоль зала, от которых звук радикально меняется. Вот там интересно писать не только оркестр, но и соло инструменты, такие, как фортепиано, например. Именно этими занавесями регулируется соотношение прямого звука и отражений и реверберации.
Крупные же лейблы сейчас не могут себе позволить держать целый оркестр в течении того времени, пока инженер найдет оптимум. Те же Дойчики расстались со своими давнишними партнерами - Emil Berliner Studios. Не могут себе их позволить. И уволили из штата ВСЕХ продюсеров, кроме одного... В этих условиях реально есть только один способ получить заведомо приемлемый результат в любом зале (а при учете того, что очень часто записи делаются на концертах с последующими дописками, то приходится переезжать из зала в зал): поставить много ближних микрофонов и общие, после чего все засунуть в один искусственный ревер.
5. Далеко не всем это интересно. Некоторые просто работают, то есть зарабатывают деньги. Мне - интересно.
Так что записи БЕЗ искуственного ревера сущестуют и их довольно немало, но все-таки, как правило, какой-нибудь все равно стоит. Так или иначе, ревер способен сгладить неровности, добавить богатства в звук оркестра, то есть, просто еще одна краска. Как ретушь или цветовой баланс в фотографии.
На последнем АЕС я поболтал с человеком, работающим на голландском радио и постоянно записывающим в Концертгебау, так он сказал, что несмотря на все великолепие зала в звуковом плане он все равно часто пользуется дополнительным искусственным ревером. Хотя вот там я бы с удовольствием писал на стереопару вообще.
Благо зал позволяет.
Я не упоминал запись чисто студийную - студии, как правило, требуют искуственной реверберации в любом случае... по крайней мере, мне еще не встречалась нормальная студия (НЕ в церковном зале
), которая не требовала бы дополнительной реверберации в звуке оркестра.