Еще одна философская мысль взбрела в голову. Есть, например, скрипач. Его инструмент - скрипка. Что интересно - он сам ее настраивает. Есть еще дирижер. Его инструмент... нет, не палочка. А оркестр или хор. Который он тоже сам настраивает. Вопрос - что является инструментом звукорежиссера? А вот его инструментом является не микшер, пусть и виртуальный, но студия. Которую он, естественно, должен уметь настраивать. До этого места мысль, в общем-то, больше компиляция. Дальше: в состав студии, помимо микшера и прочего железа, а также микрофонов, входят и собственно музыканты: те же скрипач или дирижер. ИЧСХ, их он
тоже должен настраивать! Настраивать так, чтобы получилось именно то, что хотят слышать слушатели.
Понятное дело, что звукорежиссер должен обладать (в идеале) знанием всех компонентов своего инструмента, то есть студии. А поскольку музыканты (вот тут без обид!) являются частью студии или как минимум частью процесса записи, то он должен, хотя бы частично, обладать их знаниями и (хотя бы в теории) умениями.
Навык чтения прививается еще до школы. И многие (что показывает и данный форум) читать таки умеют
. Другой вопрос - ситать схемы и читать ноты. А вот звукорежиссеру необходимо и то, и другое. Прочитать схему нужно, чтобы понять, что может и чего не может данный прибор в силу заложенных решений и примененных электронных компонентов. Прочитать партитуру нужно, чтобы понять замысел композитора и аранжирощика/оркестровщика, а также что можно/нужно требовать от музыкантов.
Так что с какой стороны ни подходи - все равно другую сторону этого (как минимум) двухстороннего искусства осваивать придется.
И персонально тов. Тараскину. Инженер, именно инжнер - это ничуть не менее творческая специальность, чем композитор. Как композитор должен из семи набивших оскомину нот придумать новую музыку, так и инженер на базе имеющихся компонентов/материалов создать нечто
новое. И если инженер действительно инженер, а не просто техник - то он таки станет звукорежиссером. И ему не будет мешать опыт музыканта, который слышит музыку именно со стороны музыканта, а не слушателя, таковым опытом не отягощенного. Про физиков я вообще молчу: общеизвестно, что Альберт Эйнштейн (по
специальности, кстати, патентовед
) прекрасно играл на скрипке. Уж не помню, кому из великих принадлежит фраза: "талантливый человек талантлив во всем".
Все вышесказанное, естественно, не является вселенской абсолютной истиной. Но жизненный опыт подсказывает, что если музыкант, прекрасно знакомый с записью со стороны инструмента, берется записывать - у него это на 90% получится не просто плохо, а
очень плохо. По крайней мере, в начале. Потом, конечно, получится, но далеко не сразу. Как, впрочем, и у представителя "противоположного" лагеря, то есть физика-радиополюблятеля
. Считать, что звукорежиссура - это просто могут только те, кто не пробовал. Ну, и еще те, кто басистов не считают за музыкантов
.