Прежде всего - замечание. Выходящий из мастеринг-хауса продукт - это АЛЬБОМ, как единая композиция, а не сборник "трЭков".
Вкратце.
1. Отслушивается материал на предмет ошибок, вызванных усталостью сводителя, несовершенством контрольной комнаты, вмешательством музыкантов в процесс микширования и т. п.
2. Мелкие косяки исправляются, композиции, где есть большие косяки - отправляются на пересведение.
3. Часто сведение разных композиций с альбома делается в разных студиях, или в одной студии, но разными людьми. По возможности - исправляется или отправляется на переделку.
4. Требования к частотному и динамическому диапазонам, стереообразу - свои для каждого носителя. Запись приводится к соответствующим требованиям.
5. Определяется порядок песен, паузы между песнями, фейды.
6. Создается предтиражный образ диска: лаковый, CDR или DDP, чтобы у завода было минимум поводов и возможностей накосячить.
Теперь главное.
1. Мастеринг-инженер - представитель в первую очередь не музыкантов, а слушателей, и он приводит извращенное музыкантское представление о том, "как должно звучать", к тому, чтобы слушателям было комфортно слушать. Это НЕ обсуждается.
2. Мастеринг инженер - это последняя линия контроля, обладающая наиболее совершенным мониторингом и воспроизводящей аппаратурой, отлавливает то, что прозевали при записи композиции. Самое важное - что контроль ДРУГОЙ и уши ДРУГИЕ, которые не замылены 1000-кратным прослушиванием креатуры потерпевшего. Уши мастеринг-инженера - это тоже отдельная история. А самое главное - опыт. На мастеринг-инженеров не учат НИГДЕ, чтобы им стать - надо начинать с расстановки микрофонов, и далее пройти все этапы.
3. В процессе мастеринга есть возможность внесения исправлений и придание записи некоего окончательного лоска. Иметь подобную технику в студиях, где делается микширование - часто противопоказано. Как и противопоказано иметь в микшерской мастеринговый контроль.
Что касается цен - мой гонорар за микширование ровно в 10 раз выше моего же гонорара за мастеринг. Никогда не делаю мастеринг того, что сам же сводил!
Вопрос цен возникает из-за обилия пианЭров-дилетантов, которые готовы радостно смикшировать альбом ровно за столько денег, сколько я беру за мастеринг одной песни. Из этого не следует, что у меня самый дорогой мастеринг. Причем совершенно неважно, НА ЧЕМ они это делают. И глупо сравнивать цену на мастеринг Питона, Дигитайзера, Субботина или мою с ценой на микширование Васи Пупкина.
Кто хочет делать весь процесс сам - просто ОБРЕЧЕН на ошибки. Особенно - если он же автор, аранжировщик, исполнитель... далее везде. Другие люди всегда ВОВРЕМЯ подскажут, где ты ошибся. Чем на более раннем этапе произошла ошибка - тем больше она разрастается к концу работы и приобретает катастрофические размеры.
Каждый мастеринг-инженер делает мастеринг по-своему. Так, как ему слышится. Если не нравится, как делает конкреный мастеринг-инженер - надо просто идти к другому.
Естественно, рассказывать о том, какие приборы и как используются данным конкретным мастеринг-инженером - бесполезно. Есть результат, к которому нужно прийти - каждый сам решает, как именно, ибо число путей - почти бесконечно.
_________________ Если беспорядок на столе означает беспорядок в голове, то что же тогда означает пустой стол?
Альберт Эйнштейн
|